Современные инновационные финансовые инструменты

Рейтинг лучших бинарных брокеров за 2020 год:
  • FinMax
    FinMax

    Бонусы для новых трейдеров до 30 000$!

  • BINOMO
    BINOMO

    Открытие счета бесплатно, бонусы для новичков 6500 $

  • BINARIUM
    BINARIUM

    Огромный раздел по обучению. Бесплатные прогнозы и стратегии!

Финансовые инструменты поддержки инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тесленко Ирина Борисовна, Корнилова Ольга Алексанровна, Абдуллаев Низами Видади Оглы

В статье описаны финансовые инструменты государственной поддержки инновационного бизнеса , современные тенденции и особенности их использования в различных странах и проблемы применения в России.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тесленко Ирина Борисовна, Корнилова Ольга Алексанровна, Абдуллаев Низами Видади Оглы

FINANCIAL INSTRUMENTS OF INNOVATIVE BUSINESS SUPPORT

The article describes financial instruments of state support of innovative business, modern tendencies and peculiarities of their application in different countries and problems of usage in Russia.

Текст научной работы на тему «Финансовые инструменты поддержки инновационного бизнеса»

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

Аннотация. В статье описаны финансовые инструменты государственной поддержки инновационного бизнеса, современные тенденции и особенности их использования в различных странах и проблемы применения в России.

Ключевые слова: инновационный бизнес, финансовые инструменты государственной поддержки инноваций.

FINANCIAL INSTRUMENTS OF INNOVATIVE BUSINESS SUPPORT

Annotation. The article describes financial instruments of state support of innovative business, modern tendencies and peculiarities of their application in different countries and problems of usage in Russia.

Keywords: innovative business, financial instruments of state support.

Несмотря на либеральный подход большинства стран к вопросам экономического развития, процесс регулирования предпринимательской деятельности идет достаточно активно. Государственное регулирование осуществляется по двум направлениям — регулирование бизнеса в целом, в том числе малого, с целью управления его созданием, функционированием и развитием. Второе направление предполагает поддержку инновационной деятельности предприятий и стимулирование создания инновационного малого и среднего бизнеса.

Интерес к инновациям у малых и средних предприятий сложился объективно. Если раньше инновациями занимались только крупные предприятия, имеющие соответствующие ресурсы, то с течением времени по мере удорожания проектных разработок, конструкторских работ, усложнения техники и технологий возникает необходимость привлечения дополнительных источников ресурсов, передачи научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) специализированным структурам. Инновации, которые раньше возникали как «закрытые» [3], теперь приобретают открытый характер. Это позволяет фирмам экономить часть ресурсов и времени на разработки, иметь возможность выбора наиболее подходящей для их бизнеса инновации.

Наряду с частными крупными предприятиями государство активно включилось в инновационный процесс. Оно берет на себя функции законодательного регулирования инновационной деятельности, выполнения крупных, фундаментальных и социально-значимых проектов, стимулирования частного бизнеса к внедрению инноваций и поддержки непосредственно инновационных предприятий, особенно малых. Таким образом, государство направляет развитие экономики страны по инновационному пути.

Не случайно за рубежом в начале 2000-х гг. затраты на исследования и разработки росли более высокими темпами, чем валовой внутренний продукт (ВВП). Например, Израиль, Финляндия и Сингапур увеличили ассигнования на научные исследования на 60-90 % (в 1996 г. внутренние затраты на исследования и разработки составляли в Израиле 2,7 % в ВВП, а в 2009 г. — 4,3 %, в Финляндии соответственно 2,5 % и 4,0 %, Сингапуре — 1,3 % и 2,7 %); максимальный рост расходов на исследования произошел в Португалии (в 1996 г. он составил 0,6 % ВВП, в 2009 г. — 1,7 %). Россия по объемам расходов на исследования и разработки за тот же период отставала в 2,5 — 3 раза от наиболее инновационно активных стран (в 1996 г. — 1,0 %, в 2009 г. — 1,3 %) [1].

Что касается стимулов, применяемых государством для развития инноваций другими субъек-

© Тесленко И.Б., Корнилова О.А., Абдуллаев Н.В., 2020

Народный рейтинг русских брокеров:
  • FinMax
    FinMax

    Бонусы для новых трейдеров до 30 000$!

  • BINOMO
    BINOMO

    Открытие счета бесплатно, бонусы для новичков 6500 $

  • BINARIUM
    BINARIUM

    Огромный раздел по обучению. Бесплатные прогнозы и стратегии!

И.Б. Тесленко О.А. Корнилова Н.В. Абдуллаев

Irina Teslenko Olga Korniloiva Nizami Abdullaev

тами, то они достаточно разнообразны — налоговые льготы, отсрочка уплаты налогов, безналоговый режим на определенный период времени, льготное кредитование, субсидирование, государственные закупки, передача знаний и технологий, факторинг, инвестиционные гранты, ускоренная амортизация и др. Стимулирование инновационного бизнеса осуществляется исходя из особенностей экономического развития и состояния той или иной страны. Коррективы в набор применяемых стимулов вносит внешняя среда, в частности особенности циклического развития экономики. Кризисные явления последних лет потребовали использования следующих направлений поддержки инновационной деятельности: снижение рисков инвестирования стартапов (уменьшение расходов на регистрацию, развитие микрокредитования, предоставление гарантий по займам в банках), приобретение продукции инновационных предприятий, действующих в значимых секторах экономики, развитие инфраструктуры софинансирования, позволяющей за счет использования государственных фондов сократить риск захвата малых предприятий.

За рубежом государственная поддержка в ответ на колебания экономической конъюнктуры осуществляется в следующих видах. В Португалии, например, поощряется создание инновационных предприятий специалистами, потерявшими работу; в Норвегии был повышен потолок налоговой скидки для инновационных предприятий; в Австрии, Финляндии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Японии, Турции, Испании банки получили дополнительное государственное финансирование для оказания финансовой поддержки малым предприятиям; в Финляндии и Венгрии увеличено бюджетное финансирование малого бизнеса; в Канаде и Испании был увеличен капитал агентств поддержки малого бизнеса; прямые гранты в виде бюджетных средств на инновации стали использоваться в Норвегии; в Словении приобретается новое оборудование для исследовательской деятельности университетов при условии роста количества патентов и лицензий и вовлечения частного бизнеса в исследования; во многих странах приняты меры против утечки «мозгов» (в виде соответствующей (плоской) шкалы подоходного налога и освобождения от некоторых региональных налогов) [1]. Выбор инструментов бюджетной поддержки инноваций зависит от таких факторов как уровень экономического и инновационного развития экономики, состояние промышленности, степень вовлеченности частных компаний в исследования и разработки, структура налоговой системы и др. Швеция и Финляндия, например, не используют субсидии и бюджетные кредиты, зато их предпочитаю Япония, Новая Зеландия и Австралия [1].

В последнее время за рубежом наблюдаются следующие тенденции финансирования инноваций. Доля бюджетных инноваций постепенно снижается в Японии, Израиле, Сингапуре, Китае, Малайзии; зато стимулируются инвестиции частного бизнеса. Вместе с тем в некоторых странах сохраняется высокая доля государственного финансирования (например, в Бразилии и Индии).

Вузы стали принимать активное участие в финансировании инноваций в Канаде. Японии, США, Швейцарии, Бразилии, Германии, Франции, Великобритании. В Израиле и Сингапуре картина прямо противоположная — вузы теряют позиции в проведении исследований и разработок. Лидером здесь выступает частный бизнес. Для России характерен относительно низкий вклад вузовской науки и высокий — государственных научных организаций [1].

Если раньше большая часть инвестиций направлялась в фундаментальные исследования, то теперь растет объем инвестиций в прикладные исследования. Среди направлений инвестирования преобладают естественные науки, инженерное дело и технологии, медицина и биотехнологии, сельскохозяйственные науки, энергетика, экология и др. При этом государство в основном концентрируется на фундаментальных исследованиях. В целом, увеличение размеров финансирования исследований и разработок — знаковый фактор повышения уровня инновационного развития экономики страны.

В России основными инструментами прямой бюджетной поддержки инноваций являются фе-

деральные целевые программы (ФЦП), государственные средства на фундаментальные и прикладные научные исследования (кроме указанных в ФЦП), расходы на создание и развитие национальных университетов, финансирование деятельности научных фондов по предоставлению грантов, бюджетные кредиты (на возвратной и безвозмездной основах). К инструментам финансирования также относятся субвенции, субсидии, гарантии, взносы в уставный капитал и др. К мерам косвенной продержки можно отнести предоставление льгот по уплате налогов, образовательных услуг, информационно-консультационную поддержку, формирование спроса на инновационную продукцию.

Постепенно из числа вышеназванных инструментов были исключены бюджетные кредиты и субвенции для поддержки частных проектов. Вместо бюджетных кредитов появилась возможность финансирования из специально созданных для поддержки инновационной деятельности структур -институтов развития. Бюджетным учреждениям было предоставлено право участвовать в создании хозяйственных обществ с целью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств.

Со временем были изменены условия предоставления субсидий. Теперь они предоставляются (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополучения доходов в связи с производством товаров, выполнения работ, оказания услуг, т.е. имеют целевой характер. На практике границы субсидий шире, чем указано в законе. Субсидии предоставляются предприятиям малого бизнеса для начала собственного дела, а также для возмещения отдельных их расходов; субсидируются и безработные граждане, получившие статус индивидуальных преприятий; лизинговые платежи; арендная плата; за счет субсидий возмещаются проценты по кредитам малых и сельскохозяйственных предприятий и т.д. С одной стороны для инвестора это хорошо. Но, как показали исследования Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, эффективность таких субсидий не велика [2]. Такая тенденция характерна как для зарубежных стран, так и для России. Как только предоставление субсидий заканчивается — проект сворачивается, независимо от его результата и значимости. Эффективное использование субсидий возможно при создании определенных условиях и правильно выстроенной системе контроля. Из всех форм прямой бюджетной поддержки Бюджетный кодекс сохранил федеральные субсидии бюджетам субъектов РФ на софи-нансирование объектов госсобственности субъектов РФ, субсидии из региональных бюджетов — на софинансирование объектов муниципальной собственности, вложение бюджетных средств в уставные капиталы негосударственных предприятий.

Это очень важно:  Umarkets – отзывы клиентов о брокере - стоит ли доверять

Вопрос возможности и эффективности использования других инструментов бюджетной помощи не однозначен. Предусмотренный законом инвестиционный налоговый кредит используется мало ввиду сложности процедуры согласования. Он охватывает только региональные и местные налоги, налог на прибыль и не включает косвенные налоги и специальные режимы. В таком виде он недоступен для малых инновационных предприятий, а для крупных предприятий его эффект крайне незначителен. Кроме того, кредитование имеет относительно короткий срок — всего год, и не может служить источником поддержки региональных инвестиций, а тем более инвестиций в инновации. Получается, что налоговый кредит, в принципе, можно использовать, но для целей инвестирования инновационной деятельности он мало подходит.

Что касается такого инструмента, как внесение средств в уставные капиталы предприятий, то проблема заключается в том, что средства, переданные государством в уставные капиталы, не имеют строгого назначения и не всегда используются для нужд модернизации. То же самое касается деятельности большей части институтов развития, которые в кризисный период использовали свои средства не для поддержки инноваций, а для предотвращения банкротства в силу отсутствия четко закрепленных направлений инвестирования. Мало этого, взносы бюджета в капитал институтов развития могут использоваться не только в целях, на которые они были переданы (например, могут использоваться для извлечения прибыли).

Что касается государственных гарантий, то они остаются предпочтительным инструментом для инвесторов. Для них не требуется конкурсного распределения, при их предоставлении учитываются цели инвестирования. Вместе с тем и они могут быть не всегда эффективны. Ст. 115 Бюджетного кодекса РФ предусматривает солидарную ответственность бюджета по обязательствам должника без права предъявления регрессного требования. Т.е. в случае не возврата долга кредитор может сразу обращаться к бюджету, минуя основного должника, бюджету же потом не всегда удается взыскать требования с должника. Чтобы бюджет мог это сделать, должник должен предоставить 100 % обеспечение гарантии возврата кредита, но тогда смысл в гарантиях исчезает, если у должника в полном объеме имеются собственные средства.

Следует также отметить, что не все формы бюджетной поддержки четко законодательно прописаны, поэтому есть сложности в их применении. В Бюджетном кодексе РФ не регулируется предоставление грантов, не разграничены понятия субсидий и грантов, предоставляемых за счет бюджетных средств. Анализ показал, что для стимулирования инновационной деятельности требуются некоторые изменения в порядке использования соответствующих финансовых инструментов. На уровне Бюджетного кодекса РФ нужно четко разграничить и подробно прописать виды субсидии, например, инвестиционные субсидии и субсидии на другие цели, в том числе субсидии, которые предоставляются в условиях кризиса для выживания предприятий, и субсидии на модернизацию и инновации. Требует законодательного определения понятие «грант».

Необходимо создать условия для использования инвестиционных бюджетных кредитов для реализации проектов институтов развития и юридических лиц, находящихся в собственности государства, на платной и возвратной основе. Тоже касается и государственных гарантий. Для возможности их использования необходимое закрепить субсидиарную ответственность и право регрессного требования бюджета к должнику, отказаться от 100 % обеспечения по госгарантиям. А в целом особенности финансирования инновационной сферы должно быть четко определены в законодательстве.

Итак, принятие и использование разнообразных инструментов государственной поддержки позволяет активизировать развитие экономики по инновационному пути. Как показывает мировой опыт, инструменты государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, в том числе малых, постоянно обновляются и оптимизируются, исходя из учета меняющихся факторов внутренней и внешней среды. Именно это придает социально-экономической системе динамизм и обеспечивает высокую эффективность функционирования. Стимулирование российской экономики по инновационному пути развития предполагает, прежде всего, совершенствования институциональных основ поддержки, с тем, чтобы снять имеющиеся законодательные и организационные ограничения в использовании современных инструментов бюджетной поддержки инноваций и открыть простор для расширения возможностей использования альтернативных источников финансирования.

1. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций / А. В. Андреева, И. А. Соколов, Т. В. Глищенко [и др.] ; под ред. И. А. Соколова. — М. : Дело РАНХиГС, 2020. — 516 с. — (Инновационная экономика : бюджет). — ISBN 978-5-7749-0743-4.

2. Стародубровская, И. В. Анализ региональной антикризисной политики по пилотным регионам / И. В. Стародубровская, Н. В. Зубаревич, В. С. Назаров [и др.]. — М. : Дело, 2020. — 344 с. — (Экономическая политика : между кризисом и модернизацией). — ISBN 978-5-7740-0631-4.

3. Chesbrough, Н. Open Innovation : The New Imperative for Creating and Proofing front Technology / H. Ches-brough. — Boston; Massachusets : Harvard Business School Press, 2003. — 227 p. — ISBN 1-57851-837-7.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Постановка проблемы. В последние годы наблюдается тенденция к активизации инновационных процессов в экономических системах России и зарубежных стран. Данный факт требует изучения проблемы стимулирования и финансирования инновационных разработок, их внедрения в производство, т.е. решения вопроса о формах и способах инвестиций в инновации. Отметим, что стимулирование инновационной деятельности и ее финансирование – не равнозначные явления. Однако в данной сфере преобладают именно финансовые формы стимулирования инноваций, связанные с поиском источников привлечения материальных ресурсов. Невысокая заинтересованность частных инвесторов и банков в финансовом участии в судьбе инновационных предприятий, как на стадии разработок инноваций, так и на этапе внедрения последних, неразвитость рыночных механизмов регуляции и саморегуляции инновационной деятельности делают проблему внедрения положительного зарубежного опыта в данной сфере весьма актуальной.

Анализ последних исследований и публикаций. Отдельным аспектам стимулирования и финансирования инноваций на различных этапах посвящено значительное число работ. Анализу венчурного финансирования посвящены работы Ю.Н. Александрина, О.А. Антипиной, Ж.Л. Гавриловой, А.А. Горкун, Н.В. Драчик, О.В. Чистяковой, Т.А. Шиндиной, И.Б. Юленковой и других исследователей. Проблемы использования такого инструмента финансирования инноваций как инновационные ваучеры нашли отражение в работах Н.В. Киселева, М.И. Яковлевой, М.В. Леденевой, В.А. Минакова, М.В. Парфеновой. Вопросы налогового стимулирования инновационной деятельности изложены в трудах С.В. Васильева, В. П. Шведова, Л. Гохберга, Г. Китовой, В. Рудь, Э.Р. Хайрулиной и т.д.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Авторы большинства указанных выше публикаций рассматривают лишь одну из форм финансирования инновационной деятельности (как правило, это венчурное финансирование либо государственная поддержка инновационных разработок, в.т. налоговая) и не уделяют должного внимания другим. Число исследований, посвященных комплексному анализу основных перспективных форм и направлений стимулирования и финансирования инноваций, включая зарубежный опыт, в настоящее время незначительно.

Цель статьи. Таким образом, целью настоящего исследования является изучение современных перспективных форм и способы стимулирования и финансирования инноваций, получивших распространение в зарубежных странах, и возможность их применения в России. В связи с этим представляется необходимым изучить разработанные схемы стимулирования и финансирования инновационных проектов, выделить их особенности; обозначить специфические условия получения доступа к финансовым ресурсам при реализации инновационных проектов.

Изложение основного материала. Как справедливо отмечает Н.П. Зайцева, инвестиции и инновации рассматриваются как базовые векторы экономической политики страны [5, с. 102]. Инструменты поддержки научных разработок и инновационного предпринимательства весьма многообразны и могут иметь как государственную, так и негосударственную природу.

А.И. Каширин указывает, что потенциальными вкладчиками в инновационные разработки могут выступать бизнес-ангелы, 3F (family – семья, friends – друзья, fools – дураки), посевные фонды, государственные фонды, венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, банки, частные инвесторы, собственные средства [7]. Способами инвестирования при этом являются: 1) участие в уставном капитале компании, в том числе путем внесения исключительного права на объект интеллектуальной собственности в уставный капитал; 2) покупка акций; 3) предоставление целевого кредита либо гарантий по кредиту; 4) страхование ответственности; 5) инновационные ваучеры; 6) использование инструментов рынка ценных бумаг и ряд других.

Сырьевая направленность российской экономики не обеспечивает России конкурентных преимуществ в экономике мировой [5, с. 101], что требует от нашей страны оперативного реагирования на изменяющуюся ситуацию, смену приоритетов в экономическом развитии и модернизации, основанной на инновациях, в том числе, с использованием зарубежного опыта. В зарубежных странах накоплен значительный опыт стимулирования и финансирования инновационной деятельности и инноваций. Оно может носить государственный, негосударственный и смешанный характер, осуществляться на государственном или региональном уровне, может быть прямым либо косвенным. Инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности представлены в таблице 1.

Инструменты финансового стимулирования инновационной деятельности

Прямое финансирование Косвенное финансовое стимулирование
Инновационные проекты — субсидии;

— гранты на научные исследования;

— взносы в уставный капитал организаций;

— льготные кредиты и займы;

— варианты софинансирования с частным бизнесом (механизмы венчурного финансирования и государственно-частного партнерства)

— налоговые льготы;

— инвестиционный налоговый кредит;

— пониженные налоговые ставки;

— льготные режимы налогообложения;

— освобождение из-под налогообложения отдельных объектов;

— упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;

— страховые льготы (тарифы, взносы);

— поручительства и гарантии по кредитам;

— льготное ценообразование (льготные арендные ставки, расценки на услуги) и т.п.

Инновационная инфраструктура — гранты на научные исследования;

— взносы в уставный капитал организаций

— налоговые льготы организациям

Отметим, что косвенное финансирование (финансовое стимулирование) инновационной деятельности носит в основном государственный характер. В отношении бюджетных инвестиций в инновации можно отметить, что они обеспечивают так называемую предпосевную и посевную стадию развития компании, которая не направлена на получение прибыли инвестором в течение срока оказания финансовой помощи [6, с. 51].

Как отмечает В.П. Шведов, одним из основных методов государственного стимулирования инновационной деятельности должно стать создание благоприятных налоговых условий через механизм предоставления организациям, осуществляющим инновационную деятельность, налоговых льгот и преференций [13, с. 65]. Однако такая позиция носит односторонний характер. На наш взгляд, необходимо использовать методы налогового стимулирования не только по отношению к компаниям, занимающимся инновационной деятельностью, но и по отношению к венчурным компаниям и другим инвесторам, осуществляющим финансирование инновационных проектов, как это сделано в зарубежных странах. Реализация такого механизма повысит заинтересованность инвесторов в поддержке инновационных проектов.

В зарубежных странах применяются следующие инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности:

  • инвестиционные скидки по налогу на прибыль (Великобритания, Бельгия, Дания, Австрия, Австралия, Сингапур и др.);
  • исследовательский налоговый кредит (США, Канада, Мексика, Япония, Республика Корея, Италия, Франция, Испания и др.);
  • льготные условия амортизации основных средств (Великобритания, Ирландия, Франция, Германия);
  • инвестиционный налоговый кредит (США, Филиппины);
  • инвестиционные субсидии (Сингапур);
  • налоговые каникулы (ЮАР, Республика Корея);
  • льготные ставки по НДС при реализации товаров с инновационной составляющей (Великобритания, Германия, Италия) и т.д.

В России используются такие формы налогового стимулирования инновационной деятельности, как:

  • освобождение от НДС при реализации НИОКР и реализации прав на результаты инновационной деятельности;
  • льготы при учете расходов на НИОКР по налогу на прибыль (повышающие коэффициенты);
  • освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования;
  • применение повышающих коэффициентов амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности (ускоренная амортизация);
  • предоставление инвестиционного налогового кредита, налогоплательщикам, осуществляющим НИОКР.

Такие формы косвенного государственного стимулирования инновационной деятельности должны получить широкое применение. Как верно отмечает Э.Р. Хайрулина, необходим комплексный и системный подход к оценке целесообразности и эффективности применения налоговых льгот, что будет способствовать стимулированию инновационной деятельности [11, с. 335-336].

Перспективными формами финансовой поддержки инновационной деятельности, активно применяющимися в зарубежных странах, являются, наряду с рассмотренным выше налоговым стимулированием, венчурное финансирование, льготное кредитование, привлечение частных инвестиций и инновационные ваучеры. Использование таких форм финансирования в России позволит добиться решения задачи обеспечения устойчивого инновационного развития, заинтересованности в научных разработках, которые в дальнейшем будут внедрены в производство. Обеспеченность хозяйствующих субъектов, занимающихся инновационными разработками, финансовыми ресурсами, гарантирование их поступательного развития, снижение рисков станут побудительными факторами к осуществлению инновационно-ориентированных проектов. Рассмотрим указанные выше перспективные формы финансирования инновации и инновационной деятельности более подробно.

Венчурное финансирование представляет собой долгосрочные высокорисковые финансовые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний, ориентированных на разработку и производство наукоемких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств [2, с. 72]. Как отмечают Н.В. Драчик и О.В. Чистякова, все фирмы, входящие в первую сотню крупнейших мировых компаний, развивались благодаря венчурному капиталу, в том числе Microsoft, Intel, Apple, Cisco, Yahoo, Hotmail, Google, Skype и другие [4, с. 92; 12, с. 137].

Венчурное финансирование может осуществляться на любой стадии развития компании в виде:

  • софинансирования разработки бизнес-плана изобретателем-предпринимателем;
  • предоставления помощи для испытаний продукции, внедрения в производство и первоначального маркетинга;
  • предоставления средств для коммерческого выпуска продукции;
  • поддержки компаний, не вышедших на самоокупаемость проекта к окончанию сроков первоначального финансирования;
  • поддержки маркетинговой деятельности, расширения производства, выхода на новые рынки, модернизации производства либо усовершенствования производимого продукта (выполняемой работы, оказываемой услуги);
  • стимулирования развития компании для выхода на рынок ценных бумаг в целях привлечения значительного количества частных инвесторов и увеличения объемов инвестиций путем размещения акций компании на фондовом рынке.

Однако в нашей стране венчурное финансирование осуществляется лишь на посевной стадии и стадии стартапа, хотя необходимость продолжения финансирования сохраняется и на стадии роста, что, несомненно, является слабым местом такой формы поддержки инновационных компаний в нашей стране [6, с. 53].

Следует отметить, что на эффективность коммерциализации инновационных проектов влияет также развитие инновационной инфраструктуры в регионах, региональный инновационный потенциал, заинтересованность региональных властей и инвесторов в поддержке новых проектов. Речь здесь идет не только о финансировании и/или стимулировании самой инновационной активности хозяйствующих субъектов, в т.ч. малых инновационных предприятий при ведущих высших учебных заведениях того или иного региона, но и финансирование и стимулирование организаций, занимающихся поддержкой и предоставлением услуг инновационным компаниям.

В отношении зарубежных стран следует отметить, что наиболее развита индустрия венчурного финансирования в США и ряде европейских стран (Великобритании, Голландии, Германии, Франции и др.). В Великобритании и США активно участвуют в финансировании инновационных проектов пенсионные фонды, что позволяет, с одной стороны, получить государственную поддержку инновационным предприятиям, а с другой – дает возможность фондам данных стран получить прибыль в случае успешного завершения инвестиционного проекта. В России, к сожалению, негосударственные пенсионные фонды, как правило, участвуют в финансировании низкорисковых и в то же время низкоприбыльных проектов, хотя в сфере инноваций и высоких технологий представляется возможным найти приемлемые по степени риска и уровню доходности предложения.

В Великобритании также развита инновационная инфраструктура, включающая бизнес-инкубаторы, инновационные центры и технопарки. Лидирующие позиции на рынке венчурного финансирования во Франции занимают банки и страховые компании, в Германии – банки и частные инвесторы [3, с. 133]. Признанным лидером в развитии венчурного финансирования является Израиль, доля затрат на НИОКР в ВВП которого является самой высокой в мире.

Эффективность развития венчурного финансирования в зарубежных странах во многом зависит от степени его государственной поддержки, развития законодательной базы, заинтересованности государства в развитии инноваций. Государство предоставляет кредиты, государственные гарантии, налоговые льготы для венчурных компаний, участвует в софинансировании инновационных проектов или создании венчурных фондов наряду с частными инвесторами [10, с. 202]. Такие же механизмы должны, на наш взгляд, получить широкое распространение и в России.

Наряду с венчурными компаниями и фондами инвестированием в инновации и стартапы занимаются так же бизнес-ангелы – частные инвесторы, которые осуществляют вложения в будущий бизнес на этапе становления идеи, когда компания еще не приобрела никакой известности. Цель их инвестиционной деятельности – получение прибыли в долгосрочной перспективе. При этом инвестиции бизнес-ангелами осуществляются, как правило, в несколько проектов, что позволяет снизить риски, т.к. та или иная идея может выйти на стадию получения прибыли и принести доход своему инвестору, покрывающий затраты на поддержку других проектов. Кроме того, инвестирование в стартап-проекты обычно не является единственным источником доходов бизнес-ангелов.

Такая форма инвестирования имеет определенные преимущества, такие как гибкость, отсутствие бюрократических препятствий, высокую скорость взаимодействия предпринимателя и инвестора. Все это делает ее похожей на инвестиции 3F, т.к. зачастую бизнес-ангела связывают с предпринимателем не только деловые, но и личные отношения. Отрицательными чертами такого способа инвестирования являются сложность поиска бизнес-ангела (особенно это касается России, т.к. частные инвесторы весьма неохотно берутся за финансовую поддержку новых идей, предпочитая низкорисковые проекты), а так же небольшие объемы финансирования по сравнению с другими формами финансовой поддержки инноваций.

За рубежом также широко применяется такая пока еще малоизученная и редко встречающаяся в России форма стимулирования инновационной деятельности, как инновационный ваучер – сертификат, предоставляющий его обладателю возможность получить научную или консалтинговую поддержку в реализации своего проекта [8, с. 36]. Использование инновационного ваучера предполагает взаимодействие предприятий малого и среднего бизнеса с научными центрами, университетами для получения доступа к исследовательским ресурсам. То есть организация или фонд, выпустившие инновационный ваучер, занимаются финансированием проведения предприятием (обычно не имеющим собственного научно-исследовательского потенциала) исследований, конструкторских работ, проектирования, испытаний с привлечением сторонних научных или иных консультантов (экспертов). То есть работа экспертной организации оплачивается инновационным ваучером, стоимость которого покрывается агентством-«эмитентом» ваучера [8, c. 37]. Основными проблемами применения данного инструмента в России могут стать коррупционные проявления при распределении ваучеров между организациями-претендентами, высокие риски для выпускающей ваучеры организации при их предоставлении, сложность формирования критериев отбора претендентов. Тем не менее, такая новая для нашей страны форма стимулирования инновационной деятельности, несомненно, заслуживает внимания и требует глубокого изучения.

В литературе выделяются и такие способы финансирования инновационных проектов, как инновационный грант, инновационный лизин и инновационный факторинг [9, с. 50, 54-55], проблемы применения которых в России должны стать предметом отдельных исследований.

Современные исследования проблем стимулирования и финансирования инновационной деятельности и практика осуществления последних показывают, что инвесторы осуществляют поддержку инновационных проектов на свой риск, не имея при этом никаких гарантий. В связи с этим ими проводится отбор инновационных проектов, достойных получения поддержки. Условиями получения доступа к финансовым ресурсам при реализации инновационных проектов является, таким образом, соответствие определенным критериям, к которым на практике обычно относятся:

  • наличие обоснованного развернутого бизнес-плана, отвечающего запросам и пожеланиям инвестора;
  • соответствие инновационного проекта запросам современной экономики;
  • отсутствие у проекта конкурентов;
  • наличие квалифицированных кадров для реализации проекта и достижения его окупаемости в разумные сроки.

Как верно отмечает О.В. Антипина, инвесторы используют строгие оценочные и проверочные процедуры, чтобы уменьшить свои риски, так как их инвестиции не защищены [2, с. 79-80].

Выводы и предложения. Следует отметить многообразие форм и моделей стимулирования и финансирования инновационной деятельности, активно используемых за рубежом и получивших свое распространение в нашей стране. Наряду с традиционными (налоговое стимулирование, венчурное финансирование, льготное кредитование), внимания заслуживают новые перспективные для России формы инвестирования в инновационные проекты: инновационные ваучеры, лизинг и факторинг в инновационной деятельности, привлечение частных инвесторов. В то же время отметим, что в рыночной экономике должны преобладать негосударственные механизмы поддержки инновационных проектов, чего в настоящее время в нашей стране не наблюдается.

На наш взгляд, в России необходимо вовлечение широкого круга инвесторов, особенно негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и частных лиц, в процессы финансирования инновационных разработок при всесторонней государственной поддержке данных процессов, применение различных форм стимулирования и финансирования инвестиционной деятельности, которые хорошо зарекомендовали себя в зарубежных странах. Такие меры должны привести к росту рынка наукоемких технологий, увеличению отдачи инновационного потенциала, изменению структуры экономики, переходу ее на инновационные рельсы. Получение доступа предпринимателей к финансовым ресурсам различных типов инвесторов может стать доступнее с развитием в России страхования инвестиций.

Современные инновационные финансовые инструменты

Пару десятилетий назад многие финансовые инструменты, которые мы сейчас воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, попросту не существовали. Сегодня число финансовых инструментов, которыми могут пользоваться люди с большой, средней или малой суммой свободных средств, резко возросло, а кроме того, появился ряд новых финансовых учреждений. В силу того что финансовые учреждения сталкиваются с более жестким ограничительным законодательством, чем большинство фирм в других отраслях, желание обойти обременительное законодательство является важным дополнительным фактором, стимулирующим финансовые нововведения. Значительные темпы появления новых финансовых продуктов и услуг в последние десятилетия ознаменовали качественно иной этап развития фи- нансовых рынков развитых стран. Творческий подход и инновационность всякой экономической деятельности становится одним из первостепенных приоритетов, определяя успех того или иного предприятия. В сложившихся условиях возникает необходимость изучать происходящие изменения для того, чтобы иметь возможность успшно управлять макроэкономическими тенденциями и приспосабливаться к ним. Российский рынок ценных бумаг, к сожалению, отстает от развитых стран по уровню развития инновационных инструментов, процессов и технологий. Однако, это создает лишь дополнительные побудительные мотивы для российских специалистов к тому, чтобы обратить внимание на инновационную деятельность. Международная практика демонстрирует убедительные примеры того, насколько кардинально может измениться существующий рынок под воздействием нового финансового инструмента. Ярчайший пример — сертификаты участия пулов ипотек в практике США. Эти инструменты, а затем и последовавшие за ними модификации, в корне изменили характер рынка ипотечного кредитования, многократно повысив его ликвидность и расширив его потенциал. Подобно этому примеру инновации способны сыграть значительную роль в развитии российского рынка ценных бумаг и экономики в целом. Таким образом, актуальность данной работы связана в первую оче- редь с тем, что инновационная деятельность на российском рынке ценных бумаг имеет огромный нереализованный потенциал. Этот потенциал еще больше в виду того, что международная практика богата готовыми инновационными разработками, доказавшими свою эффективность, а также существуют теоретические исследования и обслуживающие их системы автоматизации. Иными словами, российские специалисты имеют на руках готовый набор инструментов, адаптация которых к российским условиям может принести свои плоды. Остается лишь только осознать этот потенциал и умело воспользоваться им. Как следует из темы данной работы, инновации рассмотриваются с преимущественно с позиций деятельности российских инвестиционных банков. Под термином инвестиционный банк подразумевается компания, осуществляющая операции с ценными бумагами предоставляющая услуги в области андеррайтинга, брокерских операций, инвестиционного консультирования. В российской действительности инвестиционно-банковский бизнес широко представлен в составе кредитных организаций, поэтому под инвестиционным банком в данной работе будут подразумеваться все учреждения, в состав которых входит инвестиционо-банковский бизнес. Кроме того, инвестиционные банки рассматриваются в данной работе исключительно в качестве финансовых посредников, что исключает обзор инноваций, связанных с деятельностью в качестве коммерческих организаций. Обобщая вышесказанное, сфера исследования инноваций в данной работе ограничивается рынком ценных бумаг, а точнее областью создания инвестиционными банками финансовых продуктов для своих клиентов. Целью данной работы является изучение теоретических основ инновационных финансовых инструментов и выявление перспектив внедрения отдельных классических западных инноваций российскими банками на отечественном рынке ценных бумаг. Задачи исследования. 1.Рассмотреть теоретические основы инновационных финансовых инструментов. 2. Проанализировать инновационные финансовые продукты инвестиционных банков развитых стран. 3. Провести анализ условий развития финансовых инноваций в российской экономике. При этом анализ построен в большей степени с экономической точки зрения, чем с точки зрения финансового инженера. Во-первых, такой подход более оправдан в виду тех макрозадач, с позиции которых рассматриваются внедрение финансовых инноваций. Во-вторых, проведение детального анализа с точки зрения финансового инженера, рассматривающего возможность конструирования инноваций, превышает размеры данной работы и требует обширных практических знаний. В результате анализ перспектив внедрения инноваций был составлен на основе оптимального комбинирования экономических позиций и позиций финансовой инженерии. В процессе сбора материала для данной рассмотрели определенный дефицит общетеоретических разработок, которые могли бы оптимальным образом сформировать основу для факторного анализа появления финансовых инноваций. Основная масса теоретических научных работ на темы финансового инжиниринга в международной практике связана с узко теоретическими разработками, касающимися, например, вопросов ценообразования инновационных инструментов и расчета рисков. Помимо этого в международной практике существует различные под- ходы и концепции финансовых инноваций, ни одна из которых не является безупречной.

Разработка и внедрение комплекса мер государственного регулирования, направленных на поддержку и поддержание инновационной деятельности, является важной предпосылкой развития экономики. Инновационный процесс для современной российской экономики совершенно очевиден, поскольку негативные тенденции, обусловленные сырьевой зависимостью экономики, спадом промышленного производства, моральным и физическим износом оборудования промышленных предприятий, необходимо преодолевать. Поэтому инновационный процесс развития потенциала России представляется наиболее перспективным, что находит отражение в пока незначительных, но все-таки в уже намечающихся тенденциях в бизнесе и в государственной политике. Одной из основных проблем российской экономики является недостаточное увеличение темпов экономического роста. Они зависят в основном от инвестиций, которые могут стимулироваться различными способами, в том числе с помощью реформирования налоговой системы. Стоит отметить, что развитие любого государства — это, прежде всего, процесс поиска наиболее эффективных способов воздействия на экономику для ее инновационного развития. Современное состояние российской экономики нуждается в изменении основных экономических подходов по формированию стойких конкурентных позиций национальной промышленности. Особое значение с точки зрения обеспечения социально-экономического развития государства, повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики приобретает содействие инновационному развитию и созданию эффективной инновационной политики. Экономический рост возможен лишь при взаимодействии отечественных предприятий, которые должны создавать крепкую производственную базу, основанную на современных научных и технологических достижениях. Данная проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что в мире все более становятся востребованными продукты научно-исследовательской деятельности. Это обусловливает необходимость создания предпосылок для формирования конкурентных преимуществ у субъектов инновационной деятельности путем налогового стимулирования и регулирования инноваций и разработок научно-методического обеспечения налогового стимулирования и регулирования деятельности предприятий. В условиях становления рыночной экономики вопросы повышения эффективности налоговой системы имеют особое значение, и в этой связи возрастает роль налогов в поддержке и развитии предпринимательской деятельности, являющихся предпосылками экономического роста и развития страны. Для развития предпринимательства важное значение приобретают: совершенствование и применение новых систем налогообложения, обобщение отечественного и зарубежного опыта, объективная оценка и обоснованное улучшение всего механизма налогообложения, совершенствование практики налогового контроля. Особую роль в развитии экономики России, стимулировании и регулировании инновационной активности имеет малое предпринимательство, поскольку именно малые предприятия оказывают существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников и т.п. [3]. Главная задача налоговой реформы — налоговое стимулирование, регулирование расширенного воспроизводства и модернизация. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно добиться за счет системы инвестиционных льгот по налогу на прибыль организаций. Для нашей страны наиболее актуален вариант льготы, не только стимулирующей расширение исследовательских программ, но и в главной степени поощряющей начало инновационной деятельности [7]. Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на плановый период 2020 и 2020 годов одним их ключевых направлений является налоговое стимулирование и регулирование инновационной деятельности. Приоритетным направлением преобразования российской экономики является придание ей инновационного качества, основным условием которого является вовлечение предприятий реального сектора в реализацию ключевых направлений инновационного развития. Роль государства заключается в достижении баланса между интересами бизнеса и общенациональными приоритетами, который невозможен без использования налоговых механизмов стимулирования и регулирования инновационной деятельности [6]. Ускорение экономического роста в результате интенсификации инновационного процесса — основная задача руководства страны, и решение ее напрямую зависит от притока инвестиций в сферу производства. Система налогообложения является мощным ресурсом стимулирования внутренних инвестиций на государственном уровне. Уровень инновационного развития России по таким ключевым параметрам эффективности в области инноваций, как человеческий капитал, создание знаний и их применение, финансирование инноваций и рынок информационно-коммуникационных технологий, показывает, что основные резервы стимулирования инновационной деятельности в нашей стране сконцентрированы в кадровом потенциале, учитывая при этом, что доля России в мировом производстве наукоемкой продукции составляет всего 0,3%, а производительность труда в десять раз ниже, чем в развитых государствах [2]. Для исправления этой диспропорции необходимо активизировать работу по возрождению изобретательской деятельности. В настоящее время данную задачу можно реализовать только при поддержке государства. При этом одним из важнейших направлений государственной инновационной политики должно быть стимулирование изобретательства.

Это очень важно:  Finbetter отзывы о брокере от реальных людей
Открыть счет и забрать бонусы:
  • FinMax
    FinMax

    Бонусы для новых трейдеров до 30 000$!

  • BINOMO
    BINOMO

    Открытие счета бесплатно, бонусы для новичков 6500 $

  • BINARIUM
    BINARIUM

    Огромный раздел по обучению. Бесплатные прогнозы и стратегии!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бинарные опционы для начинающих от А до Я
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: